Из истории каминов
Из истории каминов
Огонь – неотъемлемая часть быта и важное условие выживания древних людей. Поэтому первый и отдаленный прототип камина относится к каменному веку. Тогда это было кострище, организованное в центре жилища, где люди готовили еду и грелись.
Такое местоположение камин занимал многие века. В I-III веке нашей эры вокруг пламени стали строить каменные очаги. В VIII веке камин был неотъемлемой частью жилищ феодалов, духовенства и рыцарей. Чтобы дым не заполонял собой все пространство, в потолке над конструкцией догадались проделывать отверстия. Выбор места размещения камина подарило изобретение дымохода и прототипа топки (XI век). Это позволило минимизировать риск пожара и конструкции стали устанавливать у стены или в углах комнат.
Кто и зачем жарил в каминах быков, на что вдохновил живой огонь художников эпохи возрождения и, почему камины в домах русских дворян вызывали недоумение – краткий и ненавязчивый экскурс в историю вопроса.
Огонь – неотъемлемая часть быта и важное условие выживания древних людей. Поэтому первый и отдаленный прототип камина относится к каменному веку. Тогда это было кострище, организованное в центре жилища, где люди готовили еду и грелись.
Такое местоположение камин занимал многие века. В I-III веке нашей эры вокруг пламени стали строить каменные очаги. В VIII веке камин был неотъемлемой частью жилищ феодалов, духовенства и рыцарей. Чтобы дым не заполонял собой все пространство, в потолке над конструкцией догадались проделывать отверстия. Выбор места размещения камина подарило изобретение дымохода и прототипа топки (XI век). Это позволило минимизировать риск пожара и конструкции стали устанавливать у стены или в углах комнат.
Внимание декору каминов стали уделять в средние века. В замках феодалов создавались целые каминные залы, где хранились военные и охотничьи доспехи. Камин являлся центром интерьера, и пространство вокруг него было принято украшать дорогими картинами и коврами, а также шкурами диких животных. Конструкции, созданные в эти века, отличаются гигантскими размерами: каминная топка могла быть высотой с двухэтажный дом, и в ней можно было пожарить целого быка, чем и занимались рыцари. Увидеть подобное творение можно во французском городе Пуатье. Там в замке герцога Беррийского во всю торцевую стену установлен тройной камин.
Новое слово в развитии каминов принадлежит художникам эпохи Возрождения. Заинтересовавшись формами конструкций и вдохновившись атмосферой живого огня, они кардинально трансформировали визуальную составляющую. Каминные порталы стали изготавливаться из дорогих пород гранита и мрамора, нередко в декоре облицовки использовалась флорентийская мозаика. В этот период камин окончательно занял свое традиционное место у стены.
В 17-19 века, пресытившись вычурностью, Европа возвращается к строгим пропорциям, четким линиям и монументальности. На каминах изображают военные эмблемы, орнаменты, однако все украшения выглядят весьма лаконично. На карнизе камина появляются статуэтки, часы и вазы.
19 век считается «золотым веком» эпохи каминов. Новым веянием этого времени стало упрощение форм и деталей, что сделало камин доступным для среднего класса. Бюджетные изделия – основная статья прибыли мастеров. Что касается внешнего оформления очага, то для этого периода времени характерна эклектика и активное смешение стилей.
Пройдя долгий путь развития и трансформации современные камины являют собой воплощение лучших качеств своих предшественников - немецкой практичности, французской утонченности, итальянского дизайна, шведской функциональности, английской лаконичности.Камины в России
В России камины появились благодаря Петру I. Пригласив лучших мастеров Франции, Италии и Англии, он установил их во дворцах. Кроме того, император издал указ, согласно которому, живой огонь должен быть в доме у каждого дворянина. Камин был призван подчеркивать высокий социальный статус владельца. Дворяне покорно исполняли указ Петра, чтобы не уступать передовой Европе, однако тепла от них было мало и для обогрева по-прежнему использовали печи. Именно поэтому нововведение нередко вызывало недоумение.
Невозможность эффективно отапливать помещения стало причиной медленного распространения каминов среди простого населения России, даже когда он перестал быть атрибутом домов лишь привилегированных граждан. Этот процесс занял почти два века.
Кстати, Елизавета, пришедшая к власти после Петра, развитие каминного дела не поддержала. Во времена ее правления Петергоф и Царскосельский дворец были оснащены русскими печами. Моду на камины вернула императрица Екатерина II. Правда, стиль барокко, который приветствовал Петр, сменил классицизм со своей простотой, гармонией в деталях и сдержанной величественностью. Все очаги того времени, от дворца до купеческого дома, были лаконичными и рациональными, при этом включали детали декора, которые вносили в интерьер торжественность и героизм.
Сегодня камины в российских домах встречаются также часто, как и в европейских. Благодаря современным технологиям, камины не только создают атмосферу спокойствия и уюта, но и эффективно отапливают помещения. Благодаря разнообразию форм и декоративных приемов, они органично дополняют не только классические интерьеры, но и, например, хай-тек, поп-арт или минимализм. Современные производители не ограничивают и выбор место расположения живого огня, предлагая конструкции, которые примыкают к стене, открываются на две или три стороны, островные, свободностоящие или «парящие» в воздухе.